Да, я фотографировал практически все основные события, развернувшиеся вокруг Бронзового солдата, начиная и включая 9 мая.
ИА REGNUM: Как вам кажется, как фотохроникеру событий, кто был главным инициатором противостояния возле памятника, какая из сторон?
Провокация началась, когда власти позволили двум-трем националистам выйти с плакатом, призывающим убрать монумент, именно 9 мая на традиционное место празднования, где собирается в этот день много людей, поминающих погибших в войне. Пикетчики были освистаны и оттеснены, никакого рукоприкладства или осквернения эстонского флага (как пишут некоторые местные СМИ) не было. Пикетчики были под охраной полиции. Когда свист стал слишком громким, полицейские свернули эстонский флаг, убрали его в полицейский автомобиль и уехали вместе с пикетчиками…
ИА REGNUM: Насколько очевидным в эти дни было противостояние антифашистов и национал-радикалов?
Противостояние ощущалось, прежде всего, в интернете на информационных порталах, где появлялись статьи с новостями по теме монумента и где люди писали комментарии на русской и эстонской части портала. Тема монумента стала рассматриваться шире: в русской части — ущемление прав русскоязычного населения все 15 лет независимости Эстонии, а в эстонской части нередко звучало, чтобы «русские фашисты убирались домой».
ИА REGNUM: Какой вам видится роль полиции во всех этих событиях и их отношение к «человеку с фотоаппаратом»?
Полиция в основном действовала правильно и спокойно. К фотографам никаких претензий не предъявляла. Только однажды ночью при первой проверке документов у активистов общественного движения «Ночной Дозор» в защиту памятника была попытка одного полицейского кричать, что съемка запрещена, но он быстро опомнился… Среди полиции много сторонников сохранения памятника. 27 мая на так называемом «пикнике» национал-радикалов возле памятника получалось так, что полиция была в основном занята разгулявшимися националистами, она их сопровождала практически в кольце, — их действия и направления движения были непредсказуемы. У антифашистов была дисциплина и спокойствие, они могли улыбаться и «наслаждаться» «цирковым» представлением: группка полупьяных националистов с эстонскими флагами пели гимн по песеннику и другие песни, иногда что-то кричали, им желали в ответ «приятного аппетита». Мне удалось реализовать свою свободную работу как фотографа.
ИА REGNUM: Считаете ли вы противостояние возле памятника отражением каких-то процессов внутри всего общества или это «самодостаточное» явление?
Националистически настроенные партии в Эстонии последнее время явно теряли своих сторонников, согласно опросам, они имели не более 5-6% поддержки, а через несколько месяцев предстоят парламентские выборы, вот они и решили вновь разыграть привычную карту, подняли вопрос монумента, решив таким образом активизировать эстонское население. Но они не ожидали, что сильно активизируется русская часть населения. Русские очень сплотились и, пожалуй, первый раз за 15 лет по велению сердца, без чьей-либо команды, вышли на улицы (к памятнику постоянно приходили люди, приносили цветы, свечи). Чувствовалось единение.
ИА REGNUM: Что вы думаете о движении молодых антифашистов «Ночной дозор»? Считаете ли вы это движение примером влияния «руки Москвы» на жизнь в Эстонии?
Главные эксцессы возле памятника «Бронзовый солдат» — вандализм и его осквернение несколько раз в мае месяце, в результате противодействия которому и возник «Ночной Дозор». Возник стихийно, добровольно, открыто. С первого же дня мы публиковали в интернете фото. До сих пор в некоторых СМИ считают, что «Ночной дозор» — «рука Москвы». Власти Эстонии за все годы независимости, по-моему, привыкли, что русское население — безвольное и молчаливое, они привыкли издавать законы какие хотят, уверенные, что неэстонцы все «слопают». Бронзовый солдат оказался той последней чертой, «за которой — Москва». Однажды вечером возложить цветы к монументу пришли трое парней в эстонской военной форме, мы (и они) понимали, что им может «влететь» от начальства… «Ночной дозор» улыбался: «Раз армия с нами, значит, порядок!»
ИА REGNUM: Проявили ли эстонские СМИ интерес к вашим снимкам и кто цитировал ваши кадры в интернете? Вообще, как бы вы оценили работу эстонских СМИ в дни конфликта 9-30 мая?
Мои серии фотографий с места событий публиковались в интернете очень оперативно, поэтому интерес был высок, все видели и узнавали почти сразу, что происходит. Несколько русских и одна эстонская газета печатали мои фотографии. В интернете разошлось, наверное, немало. У меня практически до сих пор не было времени просмотреть прессу и интернет. Официальная пресса стала появляться лишь на третий день работы «Ночного дозора», они, наверное, узнали об этом впервые по моим фотографиям в интернете. У «Ночного Дозора» брали и берут интервью, но, к сожалению, эстонские каналы телевидения все не показывают, вырезают только «нужное». Парень из «Ночного дозора» рассказывает: "Смотрел по ТВ про субботний «пикник». Помню, меня снимали, когда я говорил: «Ребята, все закончено, нечего на них (национал-радикалов) смотреть, лучше пойдем пить пиво», а по телевизору показали только «пойдем пить пиво!».
Владимир Студенецкий родился в 1957 году. В Эстонии с 1975 года, закончил Таллинский политехнический институт в 1979 году по специальности АСУ. Сейчас работает в компьютерной фирме. Фотографией занимается давно, просто любитель. Выполняет заказы для Русского театра (фото спектаклей), в 2004-2005 годах участвовал в качестве фотографа при съемке двух документальных фильмов студии «Русский фильм в Эстонии». Фотографии Студенецкого неоднократно использовались в местных русских и эстонских газетах и журналах.
Источник: ИА REGNUM
Опубликовано: 12:18 05.06.2006