Хроники "бронзового" процесса
В понедельник, 28 января продолжилось заседание суда над подозреваемыми в организации беспорядков "бронзовой ночи": Дмитрием Линтером, Дмитрием Кленским, Максимом Рева и Марком Сирыком.
Поддержать обвиняемых и наблюдать за ходом процесса прибыли депутат Европарламента Татьяна Жданок, депутат Латвийского Сейма Юрий Соколовский, другие правозащитники, журналисты и представители Ночного Дозора.
В начале заседания многих зрителей, кто не владеет эстонским языком ждала неожиданность. В отличие от прошлых заседаний, перевод осуществлялся только для обвиняемых и защиты через наушники . Остальным оставалось лишь созерцать и "наслаждаются" государственным языком.
Дмитрий Кленский продолжил отвечать на вопросы государственного прокурора Лауры Вайк. Было видно, что перерыв в заседании суда пошел ему на пользу и Кленский хорошо подготовился к допросу. Цитируя обращение НД к населению прийти с цветами к Памятнику, он задал вопрос прокурору Лауре Вайк:
- Где Вы увидели призыв к массовым беспорядкам? .. . У нас трезвые головы на плечах, в отличие от Вас, которая не знает свой народ - о чём он думает, чем он живёт. Либо не хочет знать, чем он живёт. Скорее, второе".
О листовках:
- ...здесь чёрным по белому написано, что Ночной Дозор ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ, а НЕ призывает!
Об обвинении в "мобилизации" населения:
- ... в русском языке слово «мобилизация» имеет четыре значения – от интеллектуального до медицинского.. «Мобилизация означала готовность к восстановлению ночной вахты у памятника на Тынисмяги, поскольку на время рождественского мира «Ночной дозор» прервал ночную вахту», - сказал Кленский: «Наша реакция на намерение переместить памятник была такой же, как и у жителей Таллинна, выступивших в защиту Центра культуры Sakala. Для нас защита означала ночную вахту и сбор подписей».
В три часа дня судья объявила перерыв, во время которого присутствующие узнали новость, что государственный прокурор Лаура Вайк в марте месяце отправится на стажировку в Европу. Очевидно сторону обвинения будет представлять другой прокурор. Чем вызван такой шаг обвинения, остается неизвестным.
В продолжении заседания Кленский произнес замечательную фразу:
- Лично я руководствовался позицией президента нашего государства: "Могилы павших в боях Мировой войны и установленные им памятники должны быть неприкосновенны и священны. Полемика о перемещении или демонтаже воздвигнутых прежде памятников как, например, на Тынисмяги, не принесет пользы репутации республики."
Это строки из письма бывшего министра иностранных дел Тоомаса Хендрика Ильвеса, ныне президента Эстонской Республики, которые он написал в ответ на письмо председателя правления Eesti Rindmeeste Ühendus (Объединение эстонских фронтовиков) Ильмара Хаависте от 17 февраля 1997 года, об этом же написала десять лет спустя газета Kesknädal.
Посмотрим, какие возражения найдутся у стороны обвинения в ответ на мнение столь авторитетного государственного деятеля.
Прокурор несколько раз повторила вопрос, как понимать заявление «Ночного дозора», отправленное спикеру Рийгикогу, премьер-министру и президенту о том, что если памятник на Тынисмяги не оставят в покое, то могут возникнуть волнения. Кленский ответил, что в отличие от власти, не знающей своего народа, неизвестно о чем и чем думающей, члены «Ночного дозора» имеют трезвое мышление.
«Неужели вы полагаете, что мы призывали спикера, премьер-министра и президента к мятежу?» - удивился Кленский. «Нам искренне жаль, что никто из них не соблаговолил встретиться с нами. Властям следовало прислушаться к голосу разума, мы предлагали диалог. Все эти десять папок заполнены нашими предложениями», - сказал Кленский.
Во время многочасового допроса возникали некоторые заминки. Одни из них были забавными. Так, только Димитрий Кленский успел ответить на вопрос гособвинителя, что означает слово «мобилизация», встречающееся в проекте заявления «Ночного дозора», как в зале суда из чьего-то мобильного телефона раздались торжественные звуки российского царского гимна «Боже, царя храни!». Под сдержанное хихканье присутствующих судья Виолетта Кываск настойчиво повторила просьбу выключить все мобильные телефоны. Через какое-то время у судебного секретаря завис компьютер. Попытка фиксировать показаний на бумагу вызвала значительные сложности. Но несмотря на это заседание продолжалось до 16:40 когда было объявлен перерыв до следующего дня.
Заседание суда еще продолжалось, когда пришла неприятная новость:
По сообщению латвийского DELFI по дороге домой, полицией были задержаны депутат Сейма Латвии от партии ЗаПЧЕЛ Юрий Соколовский и депутат Европарламента Татьяна Жданок. Парламентарии и журналисты возвращались из Таллинна с судебного процесса над "Ночным дозором".
Юрий Соколовский рассказал латвийскому Delfi, что они возвращались из Таллинна, куда приехали, чтобы морально поддержать Кленского и его товарищей, над которыми, как известно, продолжился процесс. "Однако на обратном пути, примерно в 40 км от Таллинна, нас нагнали две машины, которые блокировали движение и заставили остановиться", — сказал Соколовский. После тщательной проверки паспортов латвийскую делегацию отпустили.
Мы продолжаем следить за развитием этого инцидента и будем информировать наших читателей о его дальнейшем развитии.
Ночной Дозор.
По материалам dozor.ee, Postimees, портала DELFI
Фоторепортаж Ю. Маспановой здесь
|