Главная » 2009 » Январь » 12 » Слухи о какой-либо бесперспективности «Дозора», преждевременны.
Слухи о какой-либо бесперспективности «Дозора», преждевременны.
19:38
Сила народа измеряется
благом слабых. (Конституция
Швейцарии)
Зато
мы не сидели в кустах.
Д.Кленский Фото Андрей Прима
Разворот, посвященный
в таллинской городской газете «Столица»
(17 ноября 2008) некоему абстрактному
«Ночному Дозору», да еще с привлечением
политолога Александра Астрова, если и
не ставил такой цели, но фактически
подвел к выводу: «Ночной дозор» – это
политический пшик.
По-моему, слухи о
какой-либо бесперспективности «Дозора»,
включая и диагноз Астрова, преждевременны.
Хотя политолог прав и не прав, когда
самоуверенно утверждает, что «никакого
[политического] потенциала у «Ночного
дозора» нет».
Конечно, эту самоорганизацию,
представляющую собой классическую в
западном понимании гражданскую
инициативу, нельзя сравнить с предтечей
политической партии. Но не могу не
поспорить и даже возразить политологу
Астрову.
Сколько было
«Ночных дозоров»?
Одна из причин
верхоглядства в том, что никто не хочет
понять или признать, что «Ночной дозор»
был неструктурированной, без фиксированного
членства движением (отчасти остается
таковым и поныне).
Поэтому в нем были
представлены самые разные точки зрения,
выразителями которых были самые разные,
не связанные между собой, а порой и мировоззренческий враждовавшие или не
признававшие друг друга группировки.
Самой мощной и действенной
был т.н. «политический центр», неформальным
лидером которого был скоропостижно
скончавшийся 9 марта 2007 года Владимир
Студенецкий, не доживший до своего
50-летия и «Бронзовой ночи» полтора
месяца.
Ответвлениями «Дозора»
были «кладбищенская группа» (ухаживавшая
за воинскими захоронениями), недоходное
объединение «Ночной Дозор», созданное
двумя активистами втайне от остальных
летом 2006 года, а также группа «обороны
памятника», в буквальном смысле охранявшая
памятник, организуя у него ночные вахты.
В автономном режиме предпочитали
действовать и Максим Рева, и Дмитрий
Линтер.
Полтора года уже нет
«политического центра». Деятельность
дозорных сконцентрирована в недоходном
объединении «Ночной дозор», который
официально зарегистрировал Александр
Коробов. Так какому именно «Дозору»
вынесли приговор газета «Столица» и
политолог Александр Астров?
Ложное представление
о дозорных
Политолог чистоплюйски
и снисходительно одновременно говорит
о дозорных: «И потому единственное, на
что они сгодятся, – роль героев». Чтобы
принизить или унизить «Ночной дозор»,
показать бесперспективность движения,
политолог обвинил дозорных в примитивной
жажде славы и в нежелании учиться
политике. Потому-де у дозорных «задачи
что-то решить, что-то организовать, как
таковой не было».
Но это – ложь. «Ночной
дозор» имел ясную и простую цель –
защитить памятник, объясняя обществу
и власти, почему этого не следует делать.
По инициативе дозорных проводились
необходимые курсы и конференции по
защите прав человека, умению организовать
политическую работу, европейскому опыту
сопротивления ненасильственными и
обязательно законными методами.
Так зачем понадобилось
изображать дозорных недотёпами, не
только не желавшими, но и неспособными
к политическому самообразованию?
Астров пишет: «...политический
потенциал невозможен без способности
формулировать и решать конкретные
задачи и мол, эту свою неспособность
они (дозорные – автор)
продемонстрировали практически
сразу».
Это заключение
противоречит его же ответу на вопрос
«Столицы».
Г-н Астров заявляет: «…
чтобы учиться на практике [политике–
Д.К.], надо к этой практике быть
причастным. У нас же вся система
выстраивалась таким образом, что если
ты оказываешься допущенным к этой
практике, к возможности реально заниматься
политикой, то единственный путь, который
у тебя есть, это путь Сергея Иванова. И
что это за путь, стало совершенно очевидно
на фоне кризиса Тынисмяги: … когда дело
дойдет до реальных вопросов, от решения
которых что-то зависит, тебя никто
слушать не будет».
Замечательно
сказано!
Тогда зачем Астров
ломится в открытую дверь, за что корит
«Ночной дозор», который-де не смог быть
причастным к политике, в которую, как
он сам пишет, даже профессиональных
русских политиков не допускали и не
допускают сегодня?
«Дозор» в политику
не пущать!
Но правда в том, что
помимо ночных вахт «Ночной дозор» провел
громадную, причем именно политическую
работу по обоснованию защиты памятника.
Это – сбор подписей в
защиту памятника, поиск родственников
похороненных воинов, консультации с
депутатом Европарламента Татьяной
Жданок и «семеновским» Центром информации
по правам человека. За неполный год
проведено несколько Круглых столов, на
которые приглашались и представители
парламентских партий и высшей
государственной власти, но которые
игнорировали приглашение.
Это – выполненные по
заказу «Ночного дозора» юристом Сергеем
Середенко (кстати, использованные в
Рийгикогу оппозицией) экспертизы
законопроектов о «Бронзовом солдате».
Это – основательная переписка с
Конституционной и Правовой комиссией
Рийгикогу, которые сначала проигнорировали
письма (märgukiri), а потом, перед выборами,
прислали отписки. Это – безответные
просьбы выслушать «Ночной дозор» как
Президентом Арнольдом Рюйтелем, так и
Тоомасом Хендриком Ильвесом.
Это – безуспешные
попытки провести консультации с партиями
и политиками, обращения к посольствам
западных государств, включая страны
антигитлеровской коалиции, к президенту
США и канцлеру Германии, публичные
заявления «Ночного дозора», направлявшиеся
в канцелярии Президента ЭР, правительства
и Рийгикогу (и обязательно в Полицию
безопасности!), а также в Совет Европы,
ОБСЕ, ООН. Наконец, это и (в последней
надежде привлечь внимание к сути
конфликта) многочисленные пикеты, в том
числе в Страсбурге.
Поразительно, что Астров
игнорирует достойное отдельного
исследования успешное участие «Ночного
дозора» в работе Круглого стола, который
был создан председателем Таллинского
горсобрания Томасом Витсутом.
Тут дозорные показали
даже политическое искусство, предложив
вместе с примкнувшими к ним организациями
блестящее компромиссное решение –
превращение Тынисмяги в мемориальный
комплекс. Эту идею поддержала почти
половина участников-организаций. Чтобы
они составили большинство, не хватило
одного голоса, но отмежевались именно
центристы, спрятавшие меморандум под
сукно.
А участие активистов
«Ночного дозора» в парламентских выборах
в марте 2007 года? Это – не политика? Астров
не к месту и спекулятивно сравнивает
дозорных с коммунистами-парламентариями
в России, которых он также «причесал»
довольно пошло (наверное, ради
«противовеса», чтобы власти правильно
поняли его критику Эстонии).
Дозорные и без Астрова
понимали, что к реальной власти, то есть
к решению насущных задач общины и
общества не то что их, но и профессиональных
русских политиков уже не допускают. Но
еще лучше Астрова они понимали то, что
им нужен рупор – парламентская трибуна,
с помощью которого в условиях инфоблокады
можно пробиться к населению.
Свобода пользоваться
свободами.
Верным представляется
другой «диагноз» – именно деятельность
«Ночного дозора» стала последней
попыткой местных русских решать свои
проблемы политическими методами.
И винить в этом дозорных
было бы верхом несправедливости и
кощунства. Они сделали все возможное,
и даже больше, в предложенных им
обстоятельствах.
При всех претензиях к
«Ночному дозору» предъявлять их вправе
только те, кто также громко и прямо
осудил намерения власти уничтожить
память о Тынисмяги. Но много ли таких
найдется, особенно среди неэстонцев,
т.н. лидеров общественного мнения?
То, что промолчало их
абсолютное большинство, занявшее
выжидательную позицию или даже обвинявшее
дозорных в провоцировании властей,
сыграло не меньшую роль в судьбе памятника
Воину-Освободителю, чем тынисмяэский
фанатизм власти. «Молчаливое большинство»
просто испугалось, выказало малодушие
и отсутствие гражданственности, предпочло
этому сытость и обманчивое спокойствие
обывателя.
Они добровольно
отказалось от европейского принципа
«Свободен тот, кто пользуется свободами».
Зато дозорные ими воспользовались и
были за это наказаны государством.
В предвыборной программе
говорилось не только о Памятнике на
Тынисмяги – речь шла о межэтническом
равноправии в самом широком контексте.
И еще – о дискриминации неэстонского
населения. Ибо, как может быть счастлива
одна часть населения, отнимая свободы
от другой его части?!
Притом Астров, как и
многие в нашем обществе, либо не знают,
либо «забыли» о тотальном преследовании
и репрессиях, которым подвергались
активисты «Ночного дозора» и подвергаются
нынешние дозорные, причем именно за
политическую составляющую своей борьбы.
Конечно, это объясняется и замалчиванием
деятельности движения, распространением
чудовищной лжи о нем местными СМИ.
Возможно, неубедительная
и менторская позиция стороннего
наблюдателя объясняется и безуспешной
попыткой Астрова взять летом 2006 года
под идеологический контроль «Ночной
дозор». Кстати, очень жаль, что этого не
случилось и в итоге европейской
ментальности профессор, наверное,
потерял практический интерес к «Дозору»,
сохранив теоретический, для научной
работы.
«Дозор» не смог,
«верхи» не хотят
В свое время сам Астров
предложил дозорным блестящий девиз –
«Мы – есть, мы – здесь», который был
взят ими на вооружение. Однако эта фраза
была истолкована властью, как ультиматум
бунтовщиков и как наглость русских,
посмевших заявить о своем существовании
в Эстонии, как полноправных жителей и
граждан нашей страны.
И рассматриваемое
интервью также озаглавлено замечательной
по форме, но все же, мечтательной
сентенцией Александра Астрова – «отнять
у государства интеграцию». Как можно
отнять то, чего нет, во всяком случае, с
26 апреля 2007 года?
Наивность сегодняшнего
Астрова в интервью таллинской газете
«Столица» схожа с той, которая исходит
из желанного и красивого, но никчемного
своей оторванностью от реальной политики
заявления нашего президента Ильвеса:
«Сосредоточимся на ценностях, а не на
национальностях». Или это вовсе не
наивность?
И последнее. Этот
материал был написан для газеты «Столица»
с тиражом 50 тысяч экземпляров. В
соответствии с Кодексом журналистской
этики Эстонии, если в публикации имеются
неточности, ошибки и обвинения, то
издание обязано опубликовать опровержение.
Однако газета не посчитала возможным
печатать эту статью.
Возможно еще и потому,
что рядом с интервью Александра Астрова
было опубликовано пространное интервью
Максима Рева, который ловко отвечал на
каверзные вопросы журналиста Яны Тоом.
Она подытожила публикацию недоумением
– мол, зачем
«Ночной дозор» жалуется
на инфоблокаду, коль состоявшийся
разговор получился никчемным.
Заявить такое тиражом
50 тысяч экземпляров – можно. Возразить
и даже продолжить дискуссию – нельзя.
Что ж, однако, выборы скоро.
Впрочем, данная в
процентристской «Столице» искаженная
и негативная оценка «Ночному дозору»,
была приурочена к началу декабря, когда
началась последняя стадия судебного
процесса по делу об обвиняемых в
организации массовых беспорядков в
апреле 2007 года.
Если у «Ночного дозора»
нет политического потенциала, то зачем
же его все так гноят?