Инфолисток "Ночной Дозор"
Главная
 
Вторник, 19.03.2024, 13:29
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Новости [27]
Общество [12]
Публицистика [21]
Репортаж [10]
Заявления [14]
Интервью [3]
Главная » 2008 » Июль » 4 » О том, как отец-армянин вступил в борьбу против притеснения и унижения русских детей в эстонской школе.
О том, как отец-армянин вступил в борьбу против притеснения и унижения русских детей в эстонской школе.
12:17

Георгиевскую ленточку запрещаем, русский мат разрешаем


Можно ли законными методами и средствами добиться справедливости? У многих этот вопрос вызовет усмешку. Но только не у жителя тихого провинциального городка Кивиыли, что находится на северо-востоке Эстонии. Впервые в новейшей, а может быть и вообще всей истории Эстонской Республики неэстонец пытается добиться уважения педагогов и чиновников эстонцев к русскому языку и к русским духовным ценностям. Его беспокоит также качество образования эстонских детей. Но по порядку.  

Все началось с того, что Саркис Татевосян  в очередной раз услышал от своих детей, которые учатся в эстонской школе, что учителя запрещают им разговаривать в свободное между уроками время на русском языке.  Пообещав поговорить с кем-нибудь из администрации, он подошел к младшему сыну Левону и был поражен увидев, что читает его сын. В раскрытой книге среди эстонских слов отчетливо, несмотря на написание латинскими буквами, выделялись русские матные слова. Когда разгневанный родитель потребовал объяснений, мальчик показал дневник, в котором черным по белому было написано «Прочитайте произведение Яаана Тангсоо "Hanejaht" ("Утиная охота") и перескажите учителю, что там написано».
 
На следующий день между Саркисом и директором школы госпожой Хейди     Уусталу состоялся примечательный разговор:

Саркис - Прочитайте, что написано в этом предложении.  
Директрисса дочитала до матных слов и остановилась.
 
Читате! Я хочу, чтобы Вы прочли то, чему учите моего ребенка! 

Хейди Уусталу через силу выдавила из себя непечатные выражения написаные в книге.

Нравится? 

Нет. 

Вот и мне не нравится, чему Вы учите моего сына. Недавно мне стало известно о запрете русского языка в Вашей школе и я хочу поставить вопрос следующим образом: Если Вы не разрешаете употебление русского языка, то почему приветствуете произведения с русским матом?
 
Через  несколько дней директрисса позвонила на мобильный телефон старшего сына Карена и запретила ему въезжать на территорию школы на принадлежащем ему автомобиле, с повязанной к антене «Георгиевской ленточкой». Это была последняя капля. Терпение Карена лопнуло. Посоветовавшись с друзьями, Саркис Татевосян  предъявил  администрации школы и ее попечительскому совету законные претензии с просьбой дать разъяснения по трем вопросам: кто разрешил использовать литературу, содержащую матерные слова, каким нормативным актом установлен запрет на использование русского языка в эстонской школе на переменах, и наконец, чем школа может обосновать свой запрет на ношение «георгиевской» ленточки? Ответ администрации школы был столь хорош, что его следует привести целиком:


«Ваше заявление было рассмотрено и обсуждено на заседании администрации Кивиылиской 1 Средней школы и Попечительского Совета. В своем ответе мы основываемся на наших общих точках зрения. 
 
1. В своей жизни человек сталкивается с разными текстами, начиная от прозаических бесед и беллетристики, до сложных произведений искусства. В процессе обучения выбираются произведения, которые представляют собой различные жанры, эпохи, литературные понятия по тематике, интересной для учащихся. Изучение художественной литературы основывается на принципе учитель-ученик. В случае с книгой Яаана Тангсоо "Hanejaht" ("Утиная охота"), имеется дело не с учебником, а с художественной литературой, которая доступна в любой библиотеке. В ней рассказывается о мальчике, чья мать умерла, а отец постоянно занят зарабатыванием денег. Мальчик, поддавшись влиянию друзей, ищет развлечение в наркотиках. В рассказе говорится о том, как это пагубное пристрастие меняет жизнь ребенка и каким образом он отказывается от наркотиков. Это поучительный молодежный рассказ о вреде наркотиков. Цель этого произведения - предупредить тех, кого надо. Считаем, что для того, чтобы критиковать произведение, нужно сначала его прочесть, а не выдергивать из контекста одиночные слова или фразы. (о нецензурщине ни слова авт.) Вышеназванная книга является одним из победителей Эстонского информационного центра детской литературы и издательства, конкурса на лучший молодежный роман 2002-го года, она используется в качестве литературного произведения в других эстонских школах, например в Ristiku Põhikool, Tallinna Viimsi Keskool и т.д. 
 
 
2. В соответствие с установленными государством законах об основной школе и гимназии, эстонская школа стоит на позиции сохранения и развития эстонской нации и культуры, а также эстонского языка. У иностранных языков тоже есть свое особенное место в учебных планах. Хорошее владение эстонским языком создает предпосылки для изучения ценностей эстонской культуры и облегчает изучение других учебных предметов. Кивиылиская 1-я средняя школа, как эстонская школа, должна обеспечить хороший уровень знаний государственного языка детям из семей с прочими языками. Целью обучения является обеспечение знаний учащимися государственного языка, что позволит учениками из семей с другим языком успешно сдать государственные экзамены как в основной школе, так и в гимназии. Соответственно школа взяла на себя ответственность за образование, в связи с чем мы рекомендовали и рекомендуем в дальнейшем использовать возможность повышать знание эстонского языка в эстонском обществе (школа является единственным местом практики эстонского языка для многих детей), читать литературу на эстонском языке и смотреть эстоноязычные телепередачи. Учителя не запрещали (исключая случаи использования учениками нецензурных выражений), не приказывали и наказывали учеников, когда те на перемене общались между собой на русском языке.  
 
 
3. В соответствии с Конституцией Эстонской Республики, у каждого есть право оставаться преданным своим мнениям и убеждениям. И именно по этой причине Кивиылиская 1-я средняя школа всегда одобряла обычай, когда учащиеся не демонстрировали свои духовные, политические или иные убеждения на территории школы. Поэтому администрация попросила Вашего сына снять со своего автомобиля "георгиевскую" ленточку при въезде на территорию школы, поскольку для большей части нашего школьного коллектива она напоминает апрельские беспорядки 2007-го года  и носителей этой ленточки, которые выкрикивали оскорбительные лозунги в адрес Эстонской Республики и руководителя ее правительства. Это была одиночная просьба, которую Вы не сочли возможной исполнить. Никакого наказания ни запрета на въезд на территорию школы для Вашего сына в последствие не последовало». 
 
Сложно сказать, что поражает в этом "шедевре" отписки более всего:    высокомерные поучения: "...чтобы критиковать произведение, нужно сначала его прочесть.. " - или удивительное толкование смысла международной акции "Георгиевская ленточка". Ведь если следовать логике "большей части нашего школьного коллектива", то во всем мире ношение биколора - не что иное, как напоминание об апрельских беспорядках в Таллине и оскорбление Эстонской Республики и ее руководства! 
 
Интересны приоритеты пунктов ответа. Администрацию и попечительский совет в первую очередь обеспокоила претензия заявителя на выбор литературы для учебного процесса. Проблема ущемления права на использование родного языка для них на втором (хорошо что не на третьем) месте. По словам администрации, никто не запрещает говорить в школе на русском языке, но указывается на некое особое место иностранных (читай русского - Прим.авт.) языков в учебном процессе. Чем же это место особо?  Тем, что по эстонским законам русский мат не является бранью или нецензурщиной? То есть, если вы пошлете кого-то на эстонском языке, то вас могут привлечь к ответственности. Если же вас послали на русском - это в порядке вещей.  Если нас призывают читать эти произведения только для того, чтобы убедить в правомерности использования нецензурной брани – то это вполне укладывается в общую политику государства, направленную на унижение и дискриминацию людей, для которых русский язык является основным средством общения.  

Не получив внятных объяснений, Саркис решил зайти с другой стороны. Будучи уважаемым человеком в городе, имея знакомства среди чиновников местного самоуправления и бизнесменов, господин Татевосян решил собрать «круглый стол», пригласить на него представителей местной власти, образования, культуры, бизнеса, для обсуждения возникшей ситуации и поиска ее решения. Поначалу школа не проявила никакого интереса, но когда детали конфликта просочились в СМИ и стало ясно, что отмолчаться не удастся, согласие было получено. Итоги работы круглого стола оказались хуже самых плохих ожиданий. Вместо диалога получилась отповедь. Временами заседание даже смахивало на суд над Саркисом. Оказывается своими действиями он расколол общество. Еще один примечательный момент. Участвовавшая в заседании учительница эстонского языка в русской школе принципиально говорила с грузином и армянином на эстонском языке, не обращая внимание на их просбы общаться на более понятном для них русском. Как при таком предвзятом отношении к русскому языку можно найти выход из ситуации, сказать сложно. 

Очень жаль, что по причине большого объема я не могу привести всю стенограмму «круглого стола», но отдельные реплики достойны публикации и комментария:

Эрик Юргенсон. (Член горуправы) - ... эта книга о неблагополучных подростках. Было бы странно, если эти подростки разговаривали в книге на литературном языке. 

Вайдо Лахтма (Бизнесмен) ... Дети и так знают эти слова. 

Юлле Руум (Учительница эстонского языка в русской школе) -  Считаю, что это проблема отдельного родителя, а не коллектива. 

Хейди Уусталу. (Директор Кивиылиской Средней школы, где учится Карен)
- Для нас эта ленточка характеризует другие понятия.
То, что вы сейчас обсуждаете, не есть тема для обсуждения. Я считаю, что в Кивиыли есть проблемы посерьёзнее и их больше....

Были и другие, конструктивные реплики, и призывы к диалогу, но они потонули в трясине демагогии и равнодушия. Вопрос, поднятый Саркисом Татевосяном, титульной нации неприятен.  До него под эту тему так глубоко никто еще никто не копал.  Ведь притеснение и унижение русских детей в эстонских школах -  одна из сторон проблемы, но не только. Точно также страдает качество образования эстонских детей. Какими они будут, когда вырастут, если с детства им внушают, что нет никаких табу? Как нынешние эстонские школьники смогут научится уважать культуру и ценности людей других национальностей, когда те, кто по определению должны показывать пример толерантности и воспитанности, не понимают, что плохого в мате на страницах литературы, зачем людям другой национальности разговаривать на своем языке и что у таких символов,  как «георгиевская ленточка» нет и не может быть других толкований, кроме изначальных?   

В интернет форуме после «круглого стола» Саркис Татевосян написал: 

Я дал противной стороне шанс показать свою совесть и благоразумие. Если бы я этого не сделал, то и сейчас сомневался, а так... Как они, взрослые люди, не могли этого понять? Несостоявшийся диалог показал, что у администрации школы отсутствует способность признавать свои ошибки,  а чиновники, от которых зависит справедливое и комфортное существование всего населения, а не только отдельных его представителей, не желают ничего менять. 


Теперь Саркис Татевосян собирается искать справедливость в Таллине.  Как вы полагаете – найдет? 

Леонид Максимов
Авторская версия статьи, опубликованной в
газете "Комсомольская Правда"
http://nordeurope.kp.ru/daily/24124/346032/
-----------------------------41184676334 Content-Disposition: form-data; name="edttmessage" 1
Категория: Общество | Просмотров: 2246 | Добавил: nightwatch | Рейтинг: 5.0/7 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь новостей
«  Июль 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Copyright "Ночной Дозор" © 2024 При копировании ссылка на источник обязательна!